Синергия дара

Директор Эндаумента МГИМО Марина Петрова для MGIMO Journal об истории развития фондов целевого капитала в России, начиная с «вечного фонда» Лазаревского института, об инвестиционном доходе, работе с выпускниками и невыпускниками, об УнивЭн и о том, почему деньги — не главное.

Некоторые из друзей МГИМО – такие, как, например, доктор Фредерик Паулсен, своей безупречной международной репутацией гарантируют эти вложения. Давний друг и член попечительского совета МГИМО, доктор Паулсен не только сам оказывает финансовое содействие, но и помогает эндаументу привлекать средства, дает рекомендации в области стратегии фандрайзинга.

Но бренд МГИМО – самоценен, и в этом его сила, он привлекает в эндаумент новых дарителей, развивая синергию дара.

Эндаументам в России уже восемь лет. Фонды целевого капитала создаются во многих университетах, ассоциации выпускников есть практически во всех вузах. Но самым первым и реальным – с точки зрения вложений и перспектив – стал эндаумент-фонд МГИМО. Я работаю в нем практически с момента его основания. И уже год – в должности директора. Новый виток развития для Эндаумента за это время, помимо традиционного прироста, – это расширение полномочий фонда, новые KPI, новый Устав и новый целевой капитал.

За последние пару лет наш фонд, обеспечивающий существенную поддержку МГИМО в реализации его программ, «разросся» не только вширь, в количественном выражении, но и вглубь, по степени интеграции в жизнь университета. Мы по-прежнему – крупнейший российский фонд целевого капитала, приближаемся к 1,5 млрд. рублей. Конечно, абсолютный размер капитала важен, но не менее ценны и другие показатели – количество и качество проектов, доверие благотворителей и спонсоров, эффективность управления капиталом.

Интересно, что подобный опыт существовал и в дореволюционной России, в

том числе в одном из основоположников МГИМО – Лазаревском институте восточных языков, 200-летие которого стало для университета важнейшей датой 2015 года. Лазаревский институт был уникален тем, что финансировался полностью за счет частных средств, а именно «вечного фонда», заложенного армянским купцом и меценатом Екимом Лазаревым и обеспечивающим прирост капитала за счет процентов от векселей и прибыли от доходных домов. Каждый год попечители утверждали бюджет. На эти деньги издавались учебники, осуществлялись исследования, а ученики получали возможность ездить во время летних каникул на стажировки в Персию и Османскую империю. Аналогом современной Ассоциации выпускников в то время было общество бывших воспитанников Лазаревского института, которые регулярно встречались в Чайном зале, проводили литературные встречи. Таким образом, Лазаревский институт наряду с учебно-исследовательскими функциями, выполнял роль культурного центра.

То обстоятельство, что именно МГИМО стал флагманом эндаумент-движения, – закономерно. Университет с момента своего основания был известен своим особым корпоративным духом, особенной сплоченностью выпускников, которые, добившись успеха, начинают задумываться о том, как выразить свою признательность альма-матер. В основе этого «движения души» лежит благодарность не только за образование, которое они получили в МГИМО, но и за ту дружбу, которая, так сказать, ковалась на студенческой скамье, в стройотрядах, в совместной реализации идей и замыслов. Достаточно почитать рассказы видных выпускников (Лаврова, Усманова, Потанина, Шодиева, Налбандяна и других), которые публиковал на своих страницах MGIMO Journal, чтобы увидеть их искреннюю заинтересованность в том, чтобы и новые поколения мгимовцев ценили то богатство, которое дает им институт, – возможность общения, обретения крепких товарищеских связей на всю жизнь.

Кстати, этим «нетворкингом», поддержанием и развитием дружеских связей между выпускниками, с одной стороны, и их отношениями с университетом – с другой, уже почти 25 лет профессионально занимается Ассоциация выпускников МГИМО. То есть база для создания и эффективной деятельности эндаумента уже была подготовлена. Работа Фонда и Ассоциации выпускников осуществляется при всецелой поддержке ректора А.В. Торкунова и под общей координацией проректора А.В. Мальгина.

Задача команды фонда – в хорошем смысле пропагандировать эндаумент среди выпускников, объяснять его значение и экономическую привлекательность. Ведь главное – не деньги, а человеческий капитал, интеллектуальный багаж профессоров, преподавателей, студентов. Но без денег у них не было бы возможности реализовывать свои идеи. Финансовая поддержка Эндаумента – всего лишь небольшой вклад в это дело, он придает импульс развитию университета. Только за последние два года нами было издано около пятидесяти учебников, написанных нашими профессорами: по международным отношениям, экономике, праву, политологии, журналистике, иностранным языкам, – целая библиотека! Издание каждой книги – это взаимодействие с авторами, спонсорами и издательством. При содействии эндаумента студенты реализовали уже несколько сотен проектов. Среди них научные конференции, исследования, дебаты, музыкальные конкурсы, телепроект, создание академического хора и поддержка хоккея. Мы участвуем в организации мероприятий Ассоциации выпускников и секретариата ректора. Самым масштабным стало прошлогоднее празднование 70-летия МГИМО. А в октябре этого года у нас подряд прошло несколько событий: Форум выпускников в Ереване, Глобальный университетский саммит БРИКС, конвент РАМИ, заседание Ассоциации университетских эндаументов и ряд других.

Большой объем эндаумента дает возможность не фокусироваться исключительно на пополнении «тела» фонда, а направлять средства напрямую на текущие проекты и мероприятия. Нельзя противопоставлять взносы в эндаумент финансированию университетских мероприятий, созданию корпоративных кафедр и программ. И постоянно необходимо – в обсуждении с руководством университета, принимать решение, где деньги будут более эффективны и полезны в конкретный момент.

***end

Управление – не менее важная часть деятельности эндаумента, нежели привлечение новых средств. Мы уделяем большое внимание этому направлению, работаем с управляющей компанией Газпромбанка, адаптируем инвестиционную стратегию к текущим рыночным условиям, планируем даты закрытия позиций и вывода средств в МГИМО. Коллеги шутят, что я читаю структуру портфеля фонда, насчитывающую около 250 позиций, как ноты. На главной странице сайта Ассоциации университетских эндаументов (УнивЭн) мы даже вывели функцию экспорта котировок с сайта Московской биржи в реальном времени – демонстрируя тем самым важнейшее преимущество эндаументов, которые должны постоянно быть в курсе ситуации на рынке, уметь рассказать спонсорам, почему в данный конкретный момент времени фонд получил именно такой доход.

Что же касается студентов, то они ощущают результаты работы эндаумента каждодневно. Так, приглашение профессора с мировым именем для чтения курса лекций или отправка студента на зарубежную стажировку сильно зависят от курса валют и здесь очевидно преимущество фонда, так как часть портфеля целевого капитала конвертирована в доллары.

На мой взгляд, эндаумент – это инвестиции в квадрате. Даритель инвестирует средства в университет, доверяя их эндаументу, а эндаумент инвестирует их на фондовом рынке. Но если доходность от инвестиций в акции, облигации и другие инструменты можно измерить, то как измерить инвестиции в образование? Они бесценны! Это инвестиции в будущее!

Год назад на рынках наблюдалась турбулентность, которая не могла не повлиять на финансовые результаты. Текущий, 2015 год оказался намного лучше. По итогам года доходность фонда составила около 20%. Ежегодные транши составляли от 30 до 80 миллионов рублей, за исключением кризисного 2008 года, когда было решено реинвестировать весь полученный доход. Всего за 2008-2015 гг. в бюджет МГИМО было переведено 400 миллионов рублей. Только вдумайтесь: при собранной общей сумме в 1 млрд. 300 миллионов рублей и передаче Университету 400 миллионов рублей, размер целевого капитала на сегодня составляет 1 миллиард 400 миллионов! Получается, что эндаумент одновременно и развивает сотрудничество с компаниями, и финансирует проекты, и при этом неуклонно растет, опережая расходы.

***

В 2015 году среди двухсот российских миллиардеров, вошедших в список Forbes, насчитывалось двадцать дарителей нашего эндаумент-фонда: десять – мгимовцы и десять – выпускники других вузов. Треть объема эндаумента – взносы крупных и средних компаний, главы которых не являются выпускниками МГИМО. Это означает, что мы делаем акцент не на ностальгии по студенческому времени, а предлагаем конкретный продукт, который способен заинтересовать выдающихся бизнесменов. Наряду с терминами «благотворители», «меценаты», «дарители», «спонсоры» мы часто используем термины «друзья» и «партнеры» Эндаумента.

В современных условиях, чтобы продать товар или услугу, любая компания должна учитывать интересы и требования потенциального потребителя. Массовый подход сменяется персональным. Так и в случае сотрудничества компании с эндаументом: ей уже недостаточно просто разместить свой логотип на сайте или развесить объявления о стажировках. Партнеры хотят, чтобы им предлагали интересные проекты, соответствующие их сфере деятельности, и надеются на то, что качество их выполнения будет на высоком уровне. Среди таких проектов – кобрендинговые мероприятия, подразумевающие совместную организацию или проведение мероприятия компании на площадке университета, позиционирование в среде выпускников, включающее рекламу на сайте, рассылку, промостенды на мероприятиях, помощь в подготовке кадров (мы направляем студентов на стажировки с последующим трудоустройством в Металлоинвест, СК «МАКС» и другие компании), разработка образовательных программ для сотрудников компании (в МГИМО действуют корпоративные кафедры НК«Роснефть», ГК«Ростех», ОАО «РЖД», УГМК, АК«Транснефть», АДВ, Газпромбанка и других структур), совместные научные исследования (например, с Центральным Банком России, Холдингом «Сибур» и другими организациями), консалтинг. Важный элемент такого партнерства – прозрачная отчетность по каждому проекту. Это способствует доверию, которое невозможно сформировать, когда ставка в отношениях с благотворителями делается на эмоциональном отклике или использовании административного ресурса. Доверие важно для углубления стратегических отношений. Если выбирать между крупным, но единовременным взносом и менее крупным, но с перспективой долгосрочного сотрудничества финансового и не финансового характера, я выберу второй вариант.

***

«Мой МГИМО – твой МГИМО» – таким был в уходящем году лозунг конкурса студенческих грантов. В чем его зерно? Общение со студентами в рамках поддержки их проектов важно для нас не только потому, что эндаумент помещает средства в перспективные разработки, польза которых для университета очевидна, но и с воспитательной точки зрения. Студенты учатся самостоятельности, начинают верить в свои силы, учатся работать в команде, осваивают профессиональную этику, усваивают корпоративные ценности – бескорыстие в отношениях со своими товарищами по учебе, уважение к альма-матер, признательность ей за знания, за образовательные усилия. А фонд помогает студентам – и не только деньгами, мы направляем их, подсказываем, как, например, оптимизировать смету проекта. Устраиваем интересные встречи, на которые приглашаем в качестве спикеров известных выпускников. Так работает девиз «Мой МГИМО – твой МГИМО». Но работает он также в обратную сторону: «Твой МГИМО – мой МГИМО». Студенты начинают задумываться, как будут взаимодействовать с университетом в будущем, достигнув профессиональных успехов. А кто-то отправляет, скажем, sms в поддержку Эндаумента уже сейчас, например, на день МГИМО. Невозможно только принимать, в любом бизнес-процессе да и в повседневной жизни нужен «кэш-флоу».

В этом году на конкурс поступило рекордное количество заявок – 60 – на получение гранта от отдельных студентов и студенческих объединений, и большинство из них будет реализовано. Некоторые заявки дополняют уже состоявшиеся проекты, предполагают их развитие (заявки на проведение научных и образовательных мероприятий Студсоюза, Экономического клуба, практикоориентированных встреч Бизнес-клуба, развитие студенческой самодеятельности и спорта), но есть и совершенно новые (клуб моделирования переговоров, исследовательские проекты). Для меня индикатором известности эндаумента является начало семестра, когда я в качестве преподавателя прихожу в новую группу и представляюсь в том числе и как директор фонда. В этом году о нем знали все.

***

И тем не менее можно сказать, что эндаумент – как инструмент сотрудничества университетов с бизнес-сообществом – все же по-прежнему непривычен для России. Поэтому у нас возникла потребность объединения усилий и согласования позиций с коллегами в этой индустрии. Так родилась идея создания Ассоциации университетских эндаументов.

Необходимо, во-первых, максимально просто, для облегчения диалога с выпускниками и компаниями, сформулировать, что такое эндаумент и что он может дать. Поэтому даже само название сайта Ассоциации – u-endowment.ru – звучит как лозунг: «Ты – эндаумент!». Мы хотим, чтобы сайт стал единой площадкой, на которой будет собрана информация обо всех университетских целевых капиталах. С другой стороны, нужно постоянно искать новые грани в развитии эндаументов, шире использовать профессиональные возможности, которые предоставляет маркетинг, менеджмент, финансовое и юридическое сопровождение их деятельности. С этой целью мы совместно со Школой бизнеса и международных компетенций МГИМО разработали первую в России программу MBA «Управление НКО и фондом целевого капитала».

Специфика МГИМО позволяет искать и находить перспективы сотрудничества и на международном уровне. Летом я выступала на молодежном саммите БРИКС в Казани, где изложила наше видение эндаумента как источника финансирования науки и образования. Эти идеи нашли отражение в финальном документе «взрослого» саммита. А в октябре вопросы развития эндаументов и корпоративных образовательных программ мы обсудили уже в МГИМО, на Глобальном университетском саммите БРИКС.

Чем больше я занимаюсь этой темой, тем больше возможностей вижу. Из года в год перед МГИМО стоит задача усиления своего присутствия на международном образовательном рынке. Эндаумент – один из инструментов достижения этой цели, и большое счастье, когда ты идешь к ней в команде людей, которые стали твоими хорошими друзьями. Наши мероприятия не только важны сами по себе, они дополняют друг друга, выстраиваются в единую мозаику. Так, общими усилиями, формируется долгосрочный положительный эффект для университета, студентов, выпускников и партнерских компаний.

Марина Алексеевна Петрова, Исполнительный директор Фонда развития (Эндаумента) МГИМО

Источник: MGIMO Journal