На форуме в УрФУ обсудили привлечение внебюджетных средств в высшее образование и науку России
Воссоздание культуры донорства — важнейший фактор для успешного развития науки и образования в России, уверены эксперты
Обсуждению наиболее актуальных вопросов, связанных с привлечением средств на проекты и программы в сфере науки и образования был посвящен прошедший сегодня в Екатеринбурге Первый международный форум «Академический фандрайзинг: привлечение средств для развития высшей школы».
Форум, который проходил в Уральском федеральном университете, позволил его участникам обменяться мнениями, укрепить профессиональные контакты, а также обсудить тенденции развития академического фандрайзинга в регионах России. Гостями и участниками Форума стали ректоры ведущих российских университетов, руководители крупных бизнес-компаний, благотворительных и научных фондов России, крупных компаний, управляющих целевыми капиталами, специалисты и практикующие консультанты по фандрайзингу, представители органов исполнительной власти федерального уровня.
Актуальность прошедшего мероприятия подчеркнул вице-премьер Российского правительства Аркадий Дворкович, приславший приветствие его участникам. По словам Аркадия Дворковича, очень важно, что руководство многих университетов стало обращать пристальное внимание на внебюджетные источники финансирования, включать программы работы с выпускниками в свои дорожные карты, ставить долгосрочные цели и использовать для их достижения механизм эндаумент-фондов.
«Приятно видеть, что Форум проходит в Екатеринбурге, при поддержке двух сильных российских вузов как УрФУ и МИСиС, — отметил Аркадий Дворкович. — Только кооперация, передача знаний и опыта помогут развиваться не отдельным университетам, а всей системе высшего образования в России».
По словам участников, ценность прошедшего Форума, который состоял из нескольких подиумных дискуссий и круглых столов, состояла, прежде всего, в том, что на нем можно было получить уникальную информацию по уже успешно реализованным проектам в сфере фандрайзинга — как российским, так и зарубежным. Большое внимание было уделено тонкостям культуры работы с донорами, грамотному управлению процессом привлечения ресурсов, а также работе с выпускниками в целях развития университетов.
Проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ, исполнительный директор Фонда по формированию целевого капитала на развитие УрФУ Даниил Сандлер отметил, что на форуме собрались те, кто занимается пока достаточно необычным для многих делом — выделением, привлечением и инвестированием денежных средств в некоммерческих целях.
«Уверен, что именно этот способ организации человеческой деятельности станет определяющим в развитии современного, а тем более будущего общества, — отметил Даниил Сандлер. — На сегодняшний день благотворительные проекты объединяют очень разных участников. Мы являемся разными по ролям, опыту и достижениям. Форум стал хорошей площадкой для обмена опытом и создания сообщества людей, делающих возможным реализацию новых традиций и уникальных академических проектов».
Стоит отметить, что Академический фандрайзинг вовсе не является абсолютно новым для России явлением — культура донорства была очень сильно развита в дореволюционной России и играла очень важную роль в развитии страны. Таким образом, крайне важно не только перенимать опыт ведущих зарубежных университетов, чьи эндаумент-фонды исчисляются миллиардами долларов, но и восстанавливать российские традиции в этой сфере.
УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.
Виктор Кокшаров, ректор УрФУ:
— Форум стал эффективной коммуникативной площадкой для обмена мнениями, опытом, укрепления профессиональных связей вузов, экспертного и бизнес-сообщества, а также для обсуждения тенденций развития «Академического фандайзинга» в регионах России.
Без сомнений, форум принес большую пользу всем, кто интересуется возможностями современного фандрайзинга и культурой работы с донорами. Участники смогли поделиться опытом успешно-реализованных проектов, управления процессом привлечения ресурсов и работы с выпускниками в целях развития университетов.
Ключевое качество вузовских эндаумент-фондов состоит в том, что они создаются навечно, и доходы от него идут на реализацию различных проектов университета, в том числе и проектов, инициированных самими студентами. При этом сам целевой капитал неприкосновенен. Формирование целевого капитала вуза — не просто финансовая помощь родной alma mater, но и инвестиции в подготовку профессионального кадрового резерва: те, кто сегодня вкладывает средства в эндаумент-фонд университета, завтра получат для своих лабораторий, фирм, компаний качественно подготовленных специалистов.
Даниил Сандлер, проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ, исполнительный директор Фонда по формированию целевого капитала на развитие УрФУ:
— На форуме собрались те, кто занимается пока достаточно необычным для многих делом — выделением, привлечением и инвестированием денежных средств в некоммерческих целях. Уверен, что именно этот способ организации человеческой деятельности станет определяющим в развитии современного, а тем более будущего общества. На сегодняшний день благотворительные проекты объединяют очень разных участников. Мы являемся разными по ролям, опыту и достижениям. Надеюсь, форум станет хорошей площадкой для обмена опытом и создания сообщества людей, делающих возможным реализацию новых традиций и уникальных академических проектов.
Господин Масато Накамура, вице-президент Panasonic Россия:
— Фандрайзинг помогает развитию партнерских отношений. Работая над совместным проектом, очень важно показать конкретную заинтересованность в каждой компании, и тогда получится найти точки соприкосновения, выстроить диалог. В России ситуация отличается от японской. С «МИСиС» мы работаем в течение двух лет, и университет всегда дружественно настроен к нам. Они приглашают нас на различные мероприятия, что приятно и для компании Panasonic, и лично для меня.
Тимоти Эдвард О’Коннор, проректор по образованию НИТУ «МИСиС»:
— Специалисты в области фандрайзинга по натуре оптимисты: слово «нет» для них не существует. Тем не менее, работа в области фандрайзинга — искусство, которому надо учиться. Без выстроенной системы тренинга и постоянного повышения квалификации желаемых результатов не достичь. И специалисты по фандрайзингу должны нестандартно и креативно мыслить — это невероятно важно, ведь они должны найти путь к каждому потенциальному донору. И мой совет — действовать локально, мыслить глобально.
Роберт Бурденски, директор «Bob Burdenski Annual giving»:
— Мы пытаемся построить систему пирамиды в своих взаимоотношениях с аудиторией, считая ее частью нашей семьи, частью нашего сообщества. Мы рассказываем им об идее пожертвования, учим их, что это часть культуры, часть ожидания. Мы мотивируем их делать первое пожертвование, с тем, чтобы они продолжили оказывать поддержку и ассоциировали себя с нами. И, наконец, мы понимаем, что поддержка доноров является верхушкой пирамиды широкого основания поддержки.
К примеру, 60 млн долларов в год Принстонский университет получает от пожертвований выпускников. 60% выпускников Принстона ежегодно вносят пожертвования в фонд университета. Принстон не особо нуждается в деньгах, но вуз приучил своих студентов и выпускников делать пожертвования.
Мартин Кауфман, директор «Martin Kaufman Philanthropy»:
— Традиция жертвовать в России была давно. К примеру, великолепный дворец, который принадлежал графу Румянцеву в Москве. Он был филантропом и передал коллекцию, которая впоследствии стала основной для государственной библиотеки России. Также в XIX веке в России была целая группа бизнесменов, которые вложили средства в развитие образования, и на основании средств которых сегодня созданы целые университеты. То же касается искусства: Третьяковская галерея в Москве основана частным лицом. Для нас это было неожиданно, а многие россияне, думаю, не помнят об этом.
Думаю, сегодня традицию филантропии нужно возрождать. В 1990-х годах появилась целая группа благотворителей: Михаил Прохоров, Дмитрий Зимин, Владимир Потанин. К слову, Владимир Потанин сделал то же, что и Уоррен Баффет в Америке — передали все свое состояние. Но таких жертвователей немного. Нам нужно самим начать возрождать традицию благотворительности.
Джон Миддлтон, генеральный директор CASE Europe:
— Нужно четко понимать, кто в вашем университете продвигает и возглавляет работу по фандрайзингу? Кто создает правильные условия для инвестиций? Каковы ваши стандарты? Каковы ваши исследования информации? С чем вы сравниваете свои успехи? Кто способствует профессиональному росту?
Три ключевых слова, которые вы должны запомнить: знания, сообщество, успех. Знания — из каких источников вы получаете информацию. К какому сообществу вы принадлежите, и каким образом вы определяете свой успех. Важно не только определить в чем состоит успех, но также измерить его.
Дмитрий Мраморов, генеральный директор компании «СКБ Контур»:
— Наш опыт работы с УрФУ положительный. Мы работаем с университетом давно — с 1997 года, когда начали поддерживать чемпионат мира по программированию. С 2008 года мы запустили внутриобразовательный проект, который направлен на системную работу с университетом. Нам очень нравится, что сейчас происходит. С одной стороны, у нас сложились очень хорошие отношения с командой университета на всех уровнях: от ректората до отдельных преподавателей. Нам совершенно не все равно, с кем мы работаем. Это очень важный момент — почему мы работаем с Уральским федеральным университетом, а не с кем-то еще. С другой стороны, у нас есть замечательные знаковые проекты, которые позволяют нам лучше понимать друг друга. Мы совместно проводили региональные этапы чемпионата по программированию. Потом университету удалось выиграть проведение такого чемпионата в Екатеринбурге, который мы тоже провели совместно. На подходе большое мероприятие — Турнир юных физиков, и мы очень признательны университету за то, что нас пригласили принять в нем участие в качестве партнера. Выстраивая отношения и совместно работая, нам удается все лучше понимать психологию и цели друг друга.
Что касается эндаумент-фонда, уверен, он принесет свои плоды, нужно просто подождать.
Оксана Орачева, генеральный директор Фонда В. Потанина, председатель Совета Форума Доноров:
— Согласно очередному ежегодному докладу Форума Доноров, поддержка образования и просвещения является самой популярной темой среди частных, корпоративных фондов и фондов целевого капитала. Если говорить о суммах, то на поддержку образования и просвещения тратятся максимальные средства доноров. То есть доноры, которые готовы поддерживать образование, есть.
Юлия Селюкова, руководитель отдела академического маркетинга и развития:
— Университеты проекта 5–100 живут по дорожным картам, повышая свою конкурентоспособность. И одна из стратегических инициатив современного вуза — умение привлекать внебюджетные средства и умение на них жить. Это было одной из причин, по которой мы обратились к Форуму Доноров — научить нас привлекать средства, как это делается в американских университетах.
Денег в экономике и у государства становится все меньше, поэтому необходимость университету фандрайзить и привлекать внебюджетные средства скоро перейдет из категории «хорошо бы развивать» в «очень насущная».
Юрий Симачев, заместитель генерального директора Российского научного фонда:
— Мы в фонде понимаем роль фандрайзинга как формирование новой интересной повестки для тех, кто занимается исследовательскими и инновационными проектами. Только взаимодействуя с теми, кто дает деньги и заинтересован в этом, можно сформулировать достаточно интересную и амбициозную повестку. Повестка важна, потому что по-настоящему интересных проектов очень мало. Итак, первое — новая повестка, второе — для нас некоторая объективизация той оценки, которую мы делаем, потому что она у нас смещена на науку. Молодежь, амбициозная повестка и быстрый рост технологических команд по новым направлениям — эти инструменты нам нужны.
Елена Чернышкова, президент, председатель правления Благотворительного фонда «Система»:
— Фандрайзинг — большая, тяжелая и неуемная работа. Флер романтики — охмурить, увлечь — очень маленькая часть работы. Основная часть работы — другая. И большая проблема состоит в том, что люди, которые хотят получить деньги, слабо понимают, как принимает решение донор и в чем состоит его цель.
Марина Петрова, директор Эндаумент-фонда МГИМО:
— Мы в МГИМО запустили кампанию «мой МГИМО — твой МГИМО». На английском это звучит «My MGIMO is yours, yours MGIMO is mine». Это работает в обе стороны: когда тебе помогают, нужно понимать, что и ты потом можешь помочь. То есть со студенческой скамьи учим студентов тому, что есть преемственность поколений между первокурсниками и старшекурсниками, выпускниками и компаниями бывших студентов.
Источник: 5-100